воскресенье, 30 сентября 2012 г.

Настоящий Чехов. Современная публика.

Посмотрела "Дядю Ваню". Я поражена. Актёры играли по Чехову. Они играли Чехова. Играли то, что у Чехова было между строк. Играли превосходно. Спектакль поставлен очень хорошо. Всё было, просто всё. Всё, что вложил в пьесу Чехов.
Читая пьесу, я видела только дядю Ваню и Соню. Здесь же на сцене была та невыносимая атмосфера, от которой страдали все обитатели дома Серебряковых. Они все были несчастны - и Астров, и Елена Андреевна, и Серебряков...
У каждого из героев в спектакле была фраза, раскрывающая трагедию дяди Вани. В пьесе я не обратила на это внимания. Спектакль мне многое объяснил. Чехов прекрасен. Действительно, главное - это не слова, а то, что между этими словами. За этими словами. Чехова нужно понимать, изучать, чувствовать. На поверхности в его произведениях не лежит ровно ничего.
Отдельно хочется сказать о публике... Мне, признаюсь честно, хотелось их если не четвертовать, то хотя бы выгнать из театра. Половину зала. Они заходят в зал после третьего звонка. Едят и пьют в зале. Они просто не в состоянии выключить хотя бы звук на сотовых телефонах. Они проходят спиной к зрителю между сидений партера. Они приходят в лучшем случае в джинсах. Они разговаривают во время спектакля, разворачивают фантики от конфет и всё время чем-то шуршат... Ещё есть жирафы. Да-да, жирафы. Это когда сидишь себе спокойно, и вдруг перед тобой садится человек-жираф. Но это полбеды. Есть жирафы-обезьяны, которые не могут усидеть на месте. Они крутят головой, разговаривают с соседями, громко вздыхают, пародируя, видимо, панночку Гоголя... Вот сегодня передо мной сидели такие "дамы". В антракте они стали фотографироваться... Это теперь модно. Деревню вывели в приличное место, так как же не сфотографироваться и не выложить "фоточки в контактик"? Как они сами сказали после спектакля, они "выбрались". Действительно. Прекрасное, меткое слово. Именно выбрались. Лучше бы они в зоопарк выбрались. Там их поведение было бы более естественно. Возможно, им бы даже предложили остаться в качестве экспонатов. Итак, окончив свою импровизированную фотосессию, они стали вздыхать о том, "когда же это закончится". Девушки, милые, не нравится - уйдите! Всем будет легче. И зачем ходить в театр, если вам не нравится? Зачем демонстрировать свою невоспитанность и глупость? Я не в состоянии этого понять.
И, наконец, самое страшное. Практически весь зал ржал, простите, там, где можно было рыдать. Они привыкли видеть в театре развлечение. Люди на сцене страдали, а в зале - смеялись. Это действительно страшно. Хочется проснуться, уйти от этого сна, закричать, как Елена Андреевна: "Я сию же минуту уезжаю из этого ада! Я не могу дольше выносить!" Но не проснёшься. Не уйдёшь, не уедешь. Потому что это норма. Сейчас люди везде такие. Почти все. Они не умеют сострадать, не умеют чувствовать. И не только подростки, что уж всё на них скидывать... И взрослые такие же... "Все они, наши добрые знакомые, мелко мыслят, мелко чувствуют и не видят дальше своего носа - просто-напросто глупы..."
Хочется сказать огромное спасибо всем артистам. Я ещё долго буду вспоминать этот замечательный спектакль. Я очень рада, что увидела на сцене Чехова. Часто можно увидеть на сцене недоШекспира, недоЧехова, полуОстровского. Сегодня это был Чехов. Хочется отдельно отметить каждого актёра и каждое действующее лицо, но я тогда, наверно, не закончу... Больше всего запомнились:
*монолог Астрова о лесах - с каким увлечением он говорил о них! Невольно начинаешь восхищаться этим человеком. Несмотря на все его недостатки, на всю его чёрствость, на то, что он "никого не любит и уже не полюбит"... Он любит лес. Он хочет быть полезным. Ему наплевать, что сейчас его считают чудаком, потому что потом ему скажут "спасибо". Потом люди станут жить лучше. У Чехова нет штампов. У Мольера, например, если один человек умён, то другой непременно глуп. Чеховские же герои - самые настоящие люди. Они ничем не отличаются от нас с вами. В них есть и хорошее, и плохое, и то, что невозможно отнести ни к первому, ни ко второму. 
*конец первого акта. "Я хочу играть!" Браво режиссёру, браво Анне Заварихиной! Это было очень сильно!
*Серебряков. Он напомнил мне главного героя повести "Скучная история" (тоже Чехов). "Скучная история" - это, мне кажется, отдельная история Александра Серебрякова... У него своя трагедия. Трагедия, не раскрытая в пьесе, но присутствующая в ней.
*Дядя Ваня. Мне столько хочется о нём сказать, но высказать я всего не могу. Да, он сам виноват, что его жизнь так сложилась. Действительно, злейший враг дяди Вани - не Серебряков, а сам дядя Ваня. Но он сам всё понимает. И не может из этого выбраться. Это самый несчастный человек в пьесе. Может быть, это я его так воспринимаю... Не знаю. Это человек, который может чувствовать, может жить, может ещё не потонуть в болоте, в котором тонут все остальные! Если Астров растерял почти все чувства, то дядя Ваня жив. Астров говорит: "За какие-нибудь десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас, (...), и мы стали такими же пошляками, как все". Но дядю Ваню она затянула не до конца. И... он же останется там, за этими счётами, чтобы "трудиться для других и теперь, и в старости", чтобы дальше гробить свою жизнь...

Комментариев нет:

Отправить комментарий