пятница, 18 ноября 2011 г.

Для чего?

Когда-то я писала заметку. Там было много патетических восклицаний по поводу того, что большинство абитуриентов, поступая в театральный институт, не знают, зачем они туда идут. Я не отказываюсь от своих слов. Я действительно думаю и чувствую так, как написала тогда. Меня смущал только один момент: я сама не могла чётко сформулировать, для чего, зачем, с какой целью я иду в театральный. Люблю, да. Это моё. Хотя, скорее, нет... Отвлекусь на минутку от основной темы. Начала читать Булгакова "Жизнь господина де Мольера". И сегодня там нашла интересную фразу: "...Но он бы выразился так: театр существует для Жана-Батиста Поклена, а никак не наоборот"
Жизненно. Для меня. Я - для театра, а не театр для меня. Я бы так сказала. То есть нельзя сказать, что театр - моё. Скорее, я - театра...) ну, как-то так. Возвращаюсь к основному. Итак, я люблю театр, я - для театра. Но это же не всё. Этого недостаточно, чтобы в идти учиться в театральный институт. Иначе чем я лучше тех девочек в розовых очках, которые идут в театр, не зная, зачем они туда идут?

Когда мы пили чай у Ольги Евгеньевны, она сказала такую вещь... Впрочем, не буду цитировать. Сейчас всё поймёте. Да и не помню я дословно) Ночью, неделю спустя, я не могла уснуть... И думала, думала, думала.... И поняла, почему, зачем я иду в театральный институт и за что я люблю театр.
Вот когда в театр приходишь, других зрителей не замечаешь. Да и неприлично это - зрителей рассматривать... Впрочем, и не нужно это никому - ну, сидят себе и сидят... Заметишь, бывает, что спиной к зрителям проходят, поворчишь, и всё. А если подумать? У каждого своя жизнь, своя история. У кого-то в жизни всё плохо, сплошные проблемы, у кого-то такая ситуация сложилась, из которой он не может найти выход, студенты - ну или школьники, не суть - у которых не то что привычки, а даже, наверно, и способности думать нет. И вот когда на спектакле человек, у которого всё плохо, хоть на час, хоть на минуту вовлекается во всё, что происходит на сцене, забывая о проблемах, когда человек, ищущий выход из ситуации, видит ту же ситуацию на сцене и находит в спектакле выход из неё, когда - это вот, наверно, самое прекрасное.. мне греет душу больше всего. Когда тупые студенты вдруг перестают тупо сидеть в кресле и начинают ДУМАТЬ, жить вместе с героями, проживать всё, что происходит на сцене - вот ради этого стоит и жить, и работать, и идти в театральный. Ради одного такого ОЖИВШЕГО зрителя во всём огромном зале.
Театр же не для развлечения. "Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда" - К.С. Станиславский. Я прочитала сочинения студентов по "Ультрафиолету". Да, они во многом глупые - и дети, и сочинения, но до них доходит! Они жили, они плакали на спектакле! Это ли не признак жизни? Я не о биологической, а о духовной жизни говорю... Не всё так плохо. И театр может и научить, и оживить, и воспитать зрителя. И это его главная цель. Это главная цель актёра. Это то, зачем абитуриенты идут в театральный институт. Или раньше шли... 
Я об этом всём задумалась, когда появились убеждения в контакте. Главное в жизни. Саморазвитие, совершенствование мира, карьера и деньги, красота и искусство. У меня в жизни главное - работа. Театр. Это неизлечимая болезнь, как бы пафосно это ни звучало. Искусство - да. Но искусство ради искусства? Бред. Красота там тоже не в тему. Карьера - дааа... Но слово "деньги" отпугнуло. Саморазвитие. Опять же, я не для себя туда иду. Не себя развивать.
Таня нам однажды сказала, что раньше говорили: "Я служу в театре, я СЛУЖУ ТЕАТРУ". А не "Я работаю в театре", и уж совсем никак не "Я играю в театре". Меня это тогда так зацепило. Постоянно вспоминаю об этом. Служат ли сейчас актёры? Служат. Есть такие актёры, я с такими знакома. Потрясающе талантливые люди. Но служить ли идут сейчас студенты? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий